Tenebrae

February 26, 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RUS

Tenebrae – мрак (лат.). Особая католическая служба Страстной пятницы.
 

Произведение написано в 2014 году на текст Пауля Целана, с которым я впервые познакомился благодаря прекрасным переводам Ольги Седаковой. 

 

 

Tenebrae

 

Рядом мы, Господь,
рядом, рукой ухватишь.

Уже ухвачены, Господь,
друг в друга вцепившись, будто
тело любого из нас –
тело твое, Господь.

Молись, Господь,
молись нам,
мы рядом.

Криво шли мы туда,
мы шли чтоб склониться
над лоханью и мертвым вулканом.

Пить мы шли, Господь.

Это было кровью. Это было
тем, что ты пролил, Господь.

Она блестела.

Твой образ ударил в глаза нам, Господь.
Рот и глаза стояли открыто и пусто, Господь.
Мы выпили это, Господь.
Кровь и образ, который в крови был, Господь.

Молись, Господь.
Мы рядом.

 

Текст Целана необыкновенно музыкален. Текст самодостаточный, не нуждающийся ни в какой музыке.  Почему я все же решился писать?

 

На мой вгляд, музыка это возможность пережить текст на другом эмоциональном уровне. Речь как бы проходит мимо нас, скользит по нашему сознанию и идет дальше.  Музыка позволяет задержаться на смыслах, дает большую возможность ощутить, почувствовать реальность происходящего в тексте.

При этом музыка целиком и полностью должна быть подчинена тексту, поскольку текст первичен на момент написания музыки. 

 

Молись, Господь,

молись нам,

мы рядом.

 

Тремя короткими строчками Целан показывает богооставленность Христа. 

Как это пережить в музыке?

 

Или 

Твой образ ударил в глаза нам, Господь.

 

Как это выразить музыкальными средствами? 

Приблизительно так я мыслил пока писал Tenebrae.

 

Уже первая фраза звучит в полной тишине почти 3 минуты. А как иначе можно написать? 

 

Рядом мы, Господь,
рядом, рукой ухватишь.

 

Или в середине произведения самый драматичный эпизод, построенный на всего лишь единственной фразе Es glänzte/Она блестела (речь идет о крови)

Этот эпизод длится почти 4 минуты. 

 

На сегодняшний день это мое самое драматичное произведение. И этот тот самый редкий случай в моей практике, когда я взялся писать музыку, не представляя кто ее будет исполнять.

Я также впервые писал на немецкий текст, совершенно не зная языка. (Друзья помогли).

К счастью, так случилось, что в этом же 2014 году я познакомился с Петром Савинковым, который взялся исполнить музыку со своим хором. (Музыка написана для смешанного хора и струнного трио),  за что ему большое спасибо! 

 

Премьера пройдет 2-го апреля в Католическом Соборе  на Большой Грузинской. 

Будут участвовать:

Лауреат международных конкурсов
Камерный хор Училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных,

а также струнное трио в составе:

Александр Майборода (скрипка)
Дмитрий Усов (альт)
Петр Кондрашин (виолончель)

 

Примечательно, что премьера TENEBRAE состоится накануне страстной недели Великого поста. 

 

Подробнее о концерте здесь

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Пустая страница Гюго. Рецензия Елены Истратовой, Санкт-Петербургский музыкальный вестник, "мариинский театр"

December 5, 2018

1/1
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив